вторник, 3 апреля 2018 г.

якутско-китайская строительная утопия:
решение о реализации важных для населения проектов нужно принимать не закрытым коррупционным путем,  а путем  проведения местного референдума, голосования, слушаний или другой формы народного волеизъявления

Расторжение контракта с китайской компанией «Чжода», которая намеревалась застроить 17-ый квартал Якутск, стало логичным завершением политической авантюры.
Этим договором  якутские чиновники "замылили глаза" избирателям в предвыборный период, что они могут решить жилищную проблему крупного микрорайона города "одним махом".
В этом районе проживают десятки тысяч горожан. Также большая часть жителей 300-тысячного Якутска проживает в неудовлетворительных жилищных условиях.
В Якутии с численностью населения менее миллиона и где одним из самых актуальных вопросов является жилищный подобные заявления улучшения жилищных условий являются беспроигрышным вариантом получения поддержки избирателей.
Однако, изначально эти обещания были невыполнимы.  Этот дешевый политический популизм, граничащий с элементарным мошенничеством, предопределил дальнейшее существование жителей  17 квартала  на неопределенный период в нечеловеческих условиях: в фекальных водах и  без элементарных удобств.
Вместо того, чтобы  открыть этот район местным строительным предприятиям, якутские чиновники цинично использовали данный болевой вопрос в решении своих политических задач по сохранению власти.    
В результате, как всегда, проиграл народ.

Китайская компания изначально не смогла бы освоить этот объем и уровень работ в такие сроки ввиду сложности строительства в специфических северных условиях. Одно дело - строить в Китае, где лето почти круглый год, другое дело - на севере, где отопительный сезон длится 9 месяцев. 
Существенные различия в законодательстве и стандартах, необходимость возведения сложной инфраструктуры жизнеобеспечения на вечной мерзлоте  делают невозможным китайское строительство в якутских условиях в принципе. Речь шла о строительстве не одного или нескольких домов, а о застройке целого микрорайона.
Специфика северного строительства начинается с установки свай в вечномерзлые грунты, когда требуется опыт строителей и значительное время для приобретения устойчивости фундамента.   
Элементарно, каким образом  китайская компания смогла бы привезти столько строительного оборудования в Якутию или ее строители начали бы работу на российской технике без соответствующего опыта ?   Насколько целесообразно первое, насколько реально и безопасно второе ?
Вполне реальным было бы участие китайских партнеров в качестве инвесторов путем предоставления "длинных кредитов" на выгодных условиях. Или в форме долевого участия, когда по итогам строительства  в собственность китайцам отошла бы часть зданий, которые они могли бы продать или сдать в аренду. 

Однако, был выбран утопичный нереализуемый вариант. То есть получилось "как всегда". И чиновники даже не хотели сделать "как лучше". Вот так в очередной раз "народ остался у разбитого корыта", а чиновники продлили политический мандат  на несколько лет.
Даже при начале реализации проекта это, скорее всего, стало бы очередным "кидаловым" по-якутски.
Можно привести примеры реализации крупных проектов с участием иностранных и федеральных партнеров на территории Якутии, когда реализуются типичные мошеннические схемы, когда работы перераспределяются субподрядчикам, работающих без соблюдения стандартов  качества  за минимальные деньги. При этом происходит "распил"  подрядов от 20-30% и выше. В результате страдает качество и рядовые люди. 
Например, при строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" и "Сила Сибири", которые являются крупнейшими проектами федерального уровня, обманули работников, задействованных на рубке леса и очистке территории для прокладки труб. Фирмы-"однодневки", выполнявшие субподрядные работы, просто не  заплатили им деньги и бросили людей на произвол в тайге без еды и средств существования.  
Обман происходит также на более высокотехнологичных работах.
Это стало результатом системной коррупции при осуществлении крупных проектов, когда вместо выполнения работ надлежащего качества подрядчиками с соответствующим опытом и кадровым составом внедрена система субподрядчиков. Это создано для незаконного обогащения руководителей проекта: взяв свой "коррупционный куш" руководители заказчиков и подрядчиков передают подрядные работы субподрядчикам по минимальным ценам, при которых невозможно обеспечить надлежащее качество работ. Часто субподрядчики "кидают" простых работяг, работающих и без того за мизерные деньги. 
Также случилось и со строителями железной дороги конечного участка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали в п.Нижний Бестях возле Якутска.  

С учетом того, что масштабные проекты в России напоминают соревнования коррупционеров "кто больше  и быстрее украдет", с большой вероятностью можно предположить что якутско-китайская строительная "утопия" также закончилась бы довольно плачевно. Люди остались бы без жилья, а конечные исполнители работ - без денег. В результате обогатилась бы только верхушка этого "коррупционного левиафана", проникшего во сферы жизни. 
Поэтому такие проекты уже на стадии обсуждения должны быть реальны, их реализация должна проходить с соблюдением всех правовых норм и прозрачно с участием всех заинтересованных сторон, в том числе граждан. Возможно, с предоставлением нескольких альтернативных вариантов застройки  и проведением местного референдума, голосования, слушаний или другой формы народного волеизъявления для выбора оптимального  варианта. 


30 марта 2018 года

Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение» 

электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11            


Комментариев нет:

Отправить комментарий